8(800)350-83-64

как определяется налоговая база по земельному налогу

Содержание

Как определяется налоговая база по земельному налогу?

Как определяется налоговая база по земельному налогу

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельной площади. Информация о ней предоставляется госорганами по кадастрам.

Как рассчитывать налогооблагаемую базу для земельного объекта, если была пересмотрена его стоимостная оценка, как исчислять налоговую базу на участки земли, принадлежащие ИП? В данной статье попробуем разобраться в этих и других тонкостях.

Что является налоговой базой по земельному налогу?

Налоговая база по земельному налогу для ИП: начисление или освобождение?

Особенности определения налоговой базы по земельному налогу

Что является налоговой базой по земельному налогу?

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земли. ЗК РФ диктует порядок расчета этой стоимости.

Она может изменяться в результате переоценки либо ошибки, которую допустили территориальные органы по недвижимости.

Земельный налог начисляется на объекты, которые находятся в собственности налогоплательщика, бессрочном пользовании или пожизненном владении по наследству.

Если плательщик налога не согласен с госоценкой принадлежащих ему земельных объектов, то он вправе пересмотреть ее в специальной комиссии по кадастрам либо обратиться в суд. Измененная стоимостная оценка может быть учтена только при начислении налога в новом году.

Более подробно о порядке начисления земельного налога в случае перерасчета кадастровой стоимости по решению суда читайте в материале «Как считать земельный налог, если изменилась кадастровая стоимость участка»

По истечении налогового периода предприятия – плательщики налога должны самостоятельно определить налоговую базу по данным кадастров недвижимого имущества и рассчитать сумму земельного налога, которая подлежит перечислению в бюджет муниципальных образований (за вычетом авансовых платежей по итогам отчетных периодов).

Физлица освобождены от самостоятельного расчета налоговой базы и уплачивают земельный налог по уведомлениям и квитанциям на оплату. Их выдачу и начисление базы по земельному налогу осуществляют налоговые инспекции.

Налоговая база по земельному налогу для ИП: начисление или освобождение?

На практике у бухгалтеров могут возникнуть вопросы при начислении и уплате налога на землю в отношении участков, принадлежащих ИП.

Земельный налог не входит в размер единого налога при УСН.

Следовательно, он уплачивается предпринимателями на общих основаниях, так же как и предприятиями, применяющими общий режим.

Более подробно о порядке и сроках перечислений налога читайте в статье «Земельный налог при УСН: порядок уплаты, сроки»

Если ИП использует объект УСН «доходы за минусом расходов», то суммы уплаченного земельного налога могут быть отнесены к расходам с целью уменьшения налогооблагаемой базы и размера единого налога.

Важное условие – земельные участки должны использоваться в коммерческой деятельности предпринимателя согласно учредительной документации.

Только тогда сумма понесенных расходов может быть принята к вычету.

С января 2015 года предприниматели были освобождены от обязанности самостоятельного расчета налога на землю. Теперь, как и другие физлица, они будут платить земельный налог по уведомлениям от налоговых инспекций без предоставления налоговой отчетности.

О том, кто начисляет земельный налог для предпринимателей с 2015 года, читайте в материале «С 01.01.2015 ИП не должен самостоятельно исчислять земельный налог»

Особенности определения налоговой базы по земельному налогу

Подробно ознакомиться с правилами начисления налоговой базы можно в ст. 390–391 гл. 31 НК РФ.

Налоговые ставки зависят от законодательства муниципальных образований, так как налог на землю отнесен к категории местных налогов. Кадастровая стоимость земли рассчитывается на 1 января каждого года.

Если земельный объект был зарегистрирован в течение года, то его стоимостная оценка считается на дату приема к кадастровому учету.

Для каждого плательщика налога, имеющего земельную площадь в общей долевой собственности, налоговая база исчисляется в соответствии с размером его доли. Для владельцев общей совместной собственности налоговая база начисляется одинаковыми частями для каждого из плательщиков.

На вычет в сумме 10 000 рублей имеют право налогоплательщики некоторых муниципальных образований (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). Налоговые инспекции учитывают вычет только на основании предоставленных документов до 1 февраля года, следующего после налогового периода.

Источник: http://nalog-nalog.ru/zemelnyj_nalog/obekt_zemelnogo_naloga/kak_opredelyaetsya_nalogovaya_baza_po_zemelnomu_nalogu/

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Урок 8: Земельный налог для физических лиц: Порядок уплаты и льготы в 2018 году — Школа Жизни

весьма существенно изменился. Но прежде чем говорить об этих изменениях в налоговом законодательстве в части налога на землю, разберемся с самим понятием земельного налога.

Что такое земельный налог

В соответствии со статьей 65 «Платность использования земли» Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно статье 15 «Местные налоги и сборы» Налогового кодекса РФ земельный налог, также как и налог на имущество физических лиц, относится к местным налогам.

Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов.

Средства от уплаты налога за пользование землями муниципального образования  направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

На основании статьи 387 «Общие положения» главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается:

  • Налоговым кодексом РФ и
  • нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Кто уплачивает земельный налог (плательщики земельного налога)

Земельный налог должны уплачивать лица, которые владеют земельными участками:

  • на праве собственности,
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования или
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок, находятся у физического лица:

  • на праве безвозмездного срочного пользования или
  • был ему передан по договору аренды,

земельный налог платить ему не нужно.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог.

(статья 389 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ).

Не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговый период для уплаты земельного налога

Для физических лиц налоговым периодом для уплаты земельного налога является – год.

Налоговая база для расчета земельного налога в 2018 году

С 2016 года сумма налога на земельные участки и недвижимость будет определяться с учетом кадастровой стоимости имущества. Величина кадастровой стоимости имущества максимально приближена к рыночной стоимости.

Напомню, ранее до 2016 года земельный налог (налог на имущество) рассчитывали на основании балансовой стоимости. Данная величина была значительно ниже кадастровой, поэтому сумма налоговых платежей была не очень ощутимой для россиян.

Итак, с 2016 года налоговая база для расчета земельного налога определяется:

  • как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ,
  • по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом,
  • по сведениям государственного кадастра недвижимости.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом:

  • определяется налоговыми органами на основании
  • сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности — в равных долях.

Льготное исчисление налоговой базы для расчета земельного налога

Налоговая база для расчета земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей для следующих категорий налогоплательщиков:

(п. 5 статьи 391 «Порядок определения налоговой базы» Налогового кодекса РФ) 

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов I и II групп инвалидности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,в соответствии с Законом РФ от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» ив соответствии с Законом РФ от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Если размер не облагаемой земельным налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Налоговые ставки для расчета земельного налога

Налоговые ставки для расчета земельного налога устанавливаются муниципальными образованиями и не могут превышать:

(Статья 394 «Налоговая ставка» Налогового кодекса РФ)

Характеристика земельного участка Налоговая ставка
Отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства 0,3
Занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства
Приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 
Ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса РФ)
Прочие земельные участки 1,5

В случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода, применяется коэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Расчет земельного налога для физических лиц

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами по формуле

S = ( (Кст х Д) — Н ) х Ст х Кв х К2 х Кл, где:

S – исчисленная сумма земельного налога;

Кст – кадастровая стоимость земельного участка;

Д — доля налогоплательщика в праве на земельный участок;

Н – не облагаемая налогом сумма, уменьшающая величину налоговой базы;

Ст – налоговая ставка;

Кв – коэффициент владения земельным участком, который применяется для исчисления налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода;

К2 – коэффициент 2, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства (исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости);

Кл – коэффициент налоговой льготы.

Определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

(Выдержки из письма Министерства финансов РФ 3 февраля 2016 г. N 03-05-06-02/5239)

На основании пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Статьей 390 Кодекса определено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

На основании статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» государственная кадастровая оценка проводится по решению

  • исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или
  • в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки земель, а также осуществляющим регулирование оценочной деятельности, является Минэкономразвития России.

Таким образом, вопросы, связанные с определением размера кадастровой стоимости земельного участка, находятся в компетенции Минэкономразвития России.

Пунктом 1 статьи 394 Кодекса определено, что налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.

Так, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, ставка земельного налога устанавливается в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Решение вопросов, связанных с установлением конкретных налоговых ставок для уплаты земельного налога и предоставлением налоговых льгот по уплате земельного налога для лиц, владеющих личным подсобным хозяйством, а также занимающихся садоводством, огородничеством и животноводством, находится в компетенции представительных органов муниципальных образований, на территории которых введен земельный налог.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу

Налоги и налоговые вычеты

Колесов Г.Б.,независимый пенсионный консультант,

эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни

kolesovgb.ru

Источник: http://kolesovgb.ru/index.php/finansovoe-planirovanie/kak-upravlyat-lichnymi-finansami/podokhodnyj-nalog-i-nalogovye-vychety-dlya-fizicheskikh-lits/792-zemelnyj-nalog-dlya-fizicheskikh-lits-poryadok-uplaty-i-lgoty-s-2016-goda

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Налоговая база для земельного налога: понятие и особенности определения

С расчетом земельного налога приходится сталкиваться, в большинстве случаев, только юридическим лицам, которые владеют земельными участками.

Однако основные особенности определения этого показателя стоит знать и тем землевладельцам, которые являются гражданами или ИП.

Поэтому стоит более подробно рассмотреть понятие и особенности основного показателя, который при этом используется, а именно налоговой базы.

Понятие и факторы, которые влияют на налоговую базу

Он представляет собой характеристику объекта налогообложения, которая может быть выражена в различных формах: стоимостной, физической и т. п.

Непосредственно для земельного налога базой является кадастровая стоимость земельного участка, выступающего объектом налогообложения, что установлено ст. 390 НК РФ.

Объектами налогообложения при этом являются земельные участки, которые принадлежат юридическим или физическим лицам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

Однако отдельные категории этих участков могут быть исключены из списка объектов налогообложения в соответствии с положениями Налогового или Земельного кодекса РФ.

Что касается стоимостного выражения налоговой базы, а именно кадастровой стоимости, то она в отношении конкретного земельного надела устанавливается с учетом правил и требований ЗК РФ.

В частности, под этим показателем понимается стоимость земельного участка, установленная в ходе кадастровой деятельности независимыми экспертами -оценщиками и закрепленная документально.

Величина кадастровой стоимости и, следовательно, рассчитываемого на ее основе земельного надела зависит от различных его характеристик, а именно:

  • площади участка (прямая зависимость);
  • территориального размещения (конкретный субъект РФ, городская или сельская местность и т. п.);
  • особенностей разрешенного использования;
  • категории земель и т. д.

Информация о кадастровой стоимости обязательно закрепляется документально, в кадастровом паспорте на участок или выписке из ЕГРП.

Собственник может либо лично получить эти документы и узнать указанную там информацию, либо соответствующие бумаги будут отправлены в отделение ФНС, за которым он закреплен в качестве плательщика земельного налога.

Как правило, последний вариант не всегда надежен, поскольку данные часто передаются несвоевременно или же не передаются вовсе.

Для плательщика это грозит возможным нарушением сроков оплаты и соответствующими штрафными санкциями за это.

Поэтому пакет документации на земельный участок лучше самостоятельно отнести в налоговый орган, что позволит значительно снизить возможные риски.

Особенности определения

Стоит отдельно рассмотреть некоторые ситуации, при которых в расчетах будут определенные особенности:

1. Юридическое лицо определяет налоговую базу для расчетов самостоятельно.

Для данной категории плательщиков прямой обязанностью является не только уплата налога, но и полная процедура его расчета, поэтому все необходимые для этого показатели он также определяет самостоятельно.

Данные о кадастровой стоимости участка, которая является базой для расчета по нему земельного налога, юридическое лицо может взять из имеющейся у него документации — паспорта или выписки из ЕГРП. В случае отсутствия необходимых бумаг ему необходимо позаботиться об их оформлении.

Ранее в этих целях использовался другой показатель, а именно балансовая стоимость объекта недвижимости. В большинстве случаев после данных нововведений величина земельного налога к оплате несколько возросла.

Что касается оставшихся категорий плательщиков (которые относятся к физическим лицам), то они освобождены от самостоятельного определения базы для расчета налога по своему участку. Вместо них данные действия будет производить налоговая инспекция (что в отношении ИП также является нововведением, вступившим в силу с 2015 года).

2. Некоторые особенности могут присутствовать при определении базы для участка, который находится в общей долевой или совместной собственности.

В этом случае ее размер будет зависеть от того, как именно оформлены права на участок:

  • 2.1. В определенных долях (например, 75 и 25%, 2/3 и 1/3 и т. д.). В этом случае налоговая база рассчитывается от величины кадастровой стоимости пропорционально той доле, которой владеет плательщик.
  • 2.2. Без определения долей. В этом случае считается, что земля принадлежит всем собственникам в одинаковых частях. Соответственно, деление кадастровой стоимости также будет происходить поровну.

Соответственно, и итоговая величина налога к уплате у каждого из таких собственников буде напрямую зависеть от того, как именно распределяются доли между всеми ними и в каком размере.

3. В отношении некоторых земельных наделов кадастровая стоимость может быть не установлена.

Однако от налогообложения данный участок это, конечно же, не освобождает. В этом случае в качестве налоговой базы для расчетов будет применяться другой показатель — нормативная цена земли.

Однако если собственник не согласен с ее размером, он всегда может заказать проведение кадастровых работ или процедуру независимой оценки земли и определить по их итогам кадастровую стоимость.

4. Сложности могут возникнуть и в том случае, если в течение налогового периода (то есть одного календарного года) стоимость земли изменялась.

Однако стоит учесть, что все изменения, произошедшие в течение одного налогового периода (то есть календарного года) при расчетах налога за него применяться не будут. В этом случае новая кадастровая стоимость будет использоваться только с 1 января следующего за отчетным года.

Исключение составляют только те ситуации, когда изменение кадастровой стоимости произошло в сторону уменьшения по причинам, которые связаны с неправильным проведением оценки или кадастровых работ.

В этом случае плательщик может подготовить данные об исправленной стоимости и обратиться с ними в налоговую инспекцию, после чего размер налога к оплате будет снижен.

Таким способом даже можно вернуть часть средств, уплаченных выше нормы ранее (если и в предыдущие периоды также применялась неправильная база).

Различия для физических и юридических лиц

Как уже отмечалось, плательщиками земельного налога могут быть следующие группы землевладельцев:

  • физические лица (причем это могут быть как обычные граждане, так и официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели);
  • юридические лица (вне зависимости от форм собственности).

Для каждой из данных групп порядок расчета налога несколько отличается, однако в определении налоговой базы для них существенных различий с недавнего времени нет.

Стоит лишь отметить, что если для граждан базой является кадастровая стоимость всех участков, которые принадлежат им на правах, обозначенных ранее, то для ИП и юрлиц учитываться будет стоимость лишь по тем земельным наделам, которые они используют непосредственно при осуществлении своей деятельности.

Кроме этого, обязанности по самостоятельному расчету возлагаются только на юр лиц, граждане и ИП получают от ИФНС уже готовые уведомления с суммой платы за землю.

Однако знать свою кадастровую стоимость и правила расчета налога им все же стоит, поскольку со стороны сотрудников инспекции не исключены ошибки или неточности при расчетах.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/stoimost-i-raschet/nalogovaya-baza.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Как рассчитать земельный налог и что является налоговой базой

Как рассчитать земельный налог и что является налоговой базой

Налог на землю — это одна из трех форм платы за её использование, двумя другими признаются также цена земли и стоимость её аренды.

Земельный налог определяется как безвозмездный платеж, взимаемый государством и/или его муниципальными образованиями, в их пользу, для целей их финансового обеспечения.

Кто именно платит земельный налог определено в статье 388 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает, что его налогоплательщиками в России являются физические-лица, индивидуальные предприниматели, а также организации, которые:

  • имеют землю на правах собственности;
  • имеют право бессрочного пользования землей;
  • имеют право пожизненного наследуемого владения землей.

Лица, арендующие землю или пользующиеся ею на непостоянной основе, не относятся к плательщикам земельного налога.

Нормативная цена земли

Федеральный Закон «О плате за землю» от 11.10.

91 года N1738-1, который был ранее основным актом, устанавливающим и определяющим порядок и размеры взимания платы за землю, утратил силу в начале 2006 года, за исключением единственной 25й статьи, которая содержит понятие нормативной цены земли:

Другими словами, нормативная цена земли — это стоимость, которая определяется на основании чистого дохода с этой земли.

В разное время и в разных странах чистый доход с земли определялся разными способами, например, в зависимости от количества земли или в зависимости от плодородия конкретного участка.

Но все такие простые способы обычно приводили к несправедливому поземельному налогообложению граждан и к уменьшению роли этого налога как источника поступления доходов от использования земель государства.

Именно поэтому, все верные методы определения чистого дохода с земли, включая и качество, и размер участка, были собраны в единый удобный — кадастровый, который позволяет более объективно установить земельный налог с конкретного земельного участка.

Таким образом, вышеупомянутая статья 25, содержащая определение нормативной цены земли, действует на сегодняшний день в целях нормативной оценки земли государства исключительно для определенных целей (установленных Постановлением Правительства РФ N319) и, в общем, полностью замещена понятием «кадастровой стоимости».

Порядок уплаты земельного налога

Поскольку данный вид налога является местным, его ставка установлена в кодексе только предельно — размер налога и его уплата определяются муниципальными образованиями на основании местных законов и он не может превышать установленные кодексом пределы.

То есть важно понимать, что размер налоговых выплат для Москвы будет отличаться от выплат, например, для Архангельска, в зависимости от предусмотренных правительством каждого города значений ставок земельного налога.

В Налоговом кодексе определено, что ставка земельного налога не может превышать 0,3% для земель:

  • сх значения;
  • занятых под жилищно-коммунальные комплексы или строительство;
  • под организацию садоводства или животноводства;
  • предназначенных для различных нужд государства.

Для всех других земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5%.

Порядок расчета налоговой ставки для физического лица (гражданина РФ, иностранного гражданина и лица без гражданства) очень прост — весь расчет производит для этой категории налогоплательщиков сама налоговая инспекция. Не позднее, чем за месяц до крайнего срока уплаты, по почте присылается налоговое уведомление с уже рассчитанной к оплате сумме налога.

Что касается физических лиц-предпринимателей (ИП) и организаций (юридических лиц), налоговую базу для уплаты земельного налога, которую определяют фискальные органы, они рассчитывают самостоятельно.

Важно помнить, что земельный налог с индивидуальных предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН), должен уплачиваться, равно как и с других собственников земли — УСН не освобождает от уплаты земельного налога.

Расчет земельного налога

За основу для расчетов подлежащего к уплате земельного налога берется кадастровая стоимость участка, используемого ими на вышеперечисленных правах. Такую стоимость можно узнать из открытого для общего доступа государственного сайта http://rosreestr.

ru (служба гос. регистрации кадастра), содержащего информацию о кадастровой стоимости участков, которую можно узнать по его кадастровому номеру. Налоговая база в качестве кадастровой стоимости формируется налоговыми органами уже в день постановки земли на учет.

А вот ставку для расчета можно узнать непосредственно в органах местного самоуправления (представительских органах муниципального образования), а также на сайте ФНС http://www.

nalog.ru/ .

Владея информацией о вашем земельном участке и его кадастровом номере, а также наведя справки о ставке в муниципальном органе, нужно произвести несложный расчет по формуле:

Ранее, до 2015 года, крайним сроком для уплаты земельного налога обычными гражданами (физическими лицами) считалось 1 ноября, но с 2015 года этот налог следует платить до 1 октября.

Юридические лица и предприниматели на протяжении налогового периода, в отличие от обычных граждан, совершают уплату авансовых платежей по данному налогу — по завершении налогового периода дополнительно уплачивается разница суммы.

Крайний срок уплаты земельного налога для юридических лиц — 1 февраля.

Вариантов, где можно оплатить земельный налог, достаточно много, на выбор налогоплательщиков — это и «Сбербанк» (минусом которого являются очереди), и специальные терминалы для оплаты (есть не везде, но в целом их много) и даже система интернет-банкинга. Главное — заплатить вовремя, в противном случае будет начислена пеня.

Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены различные льготы или уменьшение налоговой базы, исходя из которой уплачивается налог.

Например, имеют право на освобождение от уплаты земельного налога различные организации, перечисленные в ст. 395 НК РФ — это организации народных промыслов, общественные организации инвалидов, религиозные организации и другие.

Уменьшение налоговой базы (льготы) на сумму 10 тысяч рублей применяется для земельных участков, принадлежащих ветеранам и инвалидам ВОВ, героям Советского Союза и Российской Федерации, инвалидам с детства, инвалидам 1-2 группы (установленной до 01.01.04 года) и другим, обозначенных ст. 391 НК РФ физическим лицам, имеющим право на различную социальную помощь.

Земельный кодекс РФ не имеет прямо предусмотренных льгот федерального уровня по уплате земельного налога многодетными семьями.

Тем не менее, исходя из принадлежности земельного налога к категории местных, с вопросом о наличии льгот стоит обратиться в представительский орган муниципального образования конкретного города, где они могут быть предоставлены именно на местном уровне.

Для того, чтобы воспользоваться предусмотренной налоговой льготой или правом на освобождение от земельного налога, нужно написать соответствующее заявление в органы ФНС и приложить к нему копии документов, которые подтверждают соответствующее право.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос земельного налога многоквартирного дома, уплачиваемого с земли, находящейся в общей долевой собственности владельцев квартир.

Статьей 36 Жилищного кодекса РФ определено, что участок земли, на котором расположен многоквартирный жилой дом, со всеми его элементами и объектами, принадлежит всем жильцам дома.

Чтобы закрепить свое право на придомовой участок, жильцы многоквартирного дома должны провести общее собрание (с участием в нем более 50% от общего числа жильцов), на котором принять соответствующее решение, и оформить по его результатам протокол. Общее собрание уполномочивает одного из жильцов как представителя для обращения в государственные органы с целью:

  1. приобретения прав на общий придомовой участок путем передачи его в общую долевую собственность;
  2. формирования самого участка и его границ;
  3. пользования своим участком после его регистрации.

После подачи заявления и последующей подготовки землеустроительным органом проекта земельного участка, представитель подает заявление о регистрации прав жильцов на их земельный участок в Федеральную регистрационную службу.

Долей земли на придомовом участке для каждого жильца будет участок, размер которого пропорционален его собственности (помещению) в многоквартирном доме.

Сумма земельного налога к уплате за один календарный год рассчитывается по формуле:

Иногда кадастровая стоимость участка земли в налоговой базе органов ФНС завышена, а поскольку именно налоговая база применяется для исчисления земельного налога, платить за такой участок выходит слишком накладно для его владельца.

Для того, чтобы уменьшить земельный налог, в данном случае необходимо уменьшить кадастровую стоимость земли путем обращения в арбитражный суд, куда следует подать пакет документов о проведенной кадастровой оценке, подтверждающей факт завышенной кадастровой стоимости, используемой в качестве налоговой базы.

  • Владимир
  • Распечатать

Источник: http://ipshnik.com/nalogi-i-nalogooblozhenie-ip/metodika-rascheta-zemelnogo-naloga-i-poryadok-ego-uplatyi.html

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Земельный налог: понятие, порядок определения его размера, уплаты. Льготы по земельному налогу

ЗН также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Налогоплательщики земельного налога — это организации и физические лица, имеющие земельные участки:

· на праве собственности;

· на праве постоянного (бессрочного) пользования;

· на праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются плательщиками земельного налога организации и физические лица за земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды.

Организации и физические лица, у которых есть только не признаваемые объектами обложения земельным налогом участки,не являются плательщиками данного налога.

Если земельные участки входят в имущество ПИФ, то земельный налог по ним уплачивает управляющая компания (за счет имущества, составляющего данный фонд).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования или городов федерального значения, если на этой территории земельный налог введен нормативным актом.

Не облагаются налогом:

· изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

· ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, историко-культурными заповедниками, объектами археологического и всемирного наследия;

· из состава земель лесного фонда;

· занятые находящимися в госсобственности водными объектами в составе водного фонда;

· входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

База по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

Налоговая база определяется отдельно по каждому земельному участку и по каждой доле в праве общей собственности на земельный участок с учетом категории налогоплательщиков и конкретных налоговых ставок.

Организации-плательщики земельного налога определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Отчетный период для организаций и индивидуальных предпринимателей — I квартал, II и III кварталы календарного года.

Для всех физических лиц — налогоплательщиков налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, полученных из Росреестра.

Они получают уведомления из налоговой, на основании которого и уплачивают налог.

ИП (индивидуальные предприниматели) также уплачивают налог на основании уведомлений из налоговых органов.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка;

Д – размер доли в праве на земельный участок;

Ст – налоговая ставка;

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Размер земельного налога юридические лица рассчитывают самостоятельно, согласно главе 31 НК РФ, и уплачивают в ИФНС по месту расположения.

После окончания налогового периода, не позже 1 февраля, организация должна представить в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу на землю.

Налоговый период — календарный год.

Согласно кодексу, существует определенный круг лиц, которые вправе претендовать на снижение платежей. В некоторых случаях они полностью освобождаются от внесения платы. Однако сумма льготы не может превышать 10000 рублей. К таким лицам относятся:

1. Герои Советского Союза и России.

2. Инвалиды первой и второй группы здоровья (во втором случае законом ограничено получение этого статуса 2004 годом).

3. Испытатели ядерного оружия (только физические лица).

4. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС (и лица, которые перенесли лучевую болезнь).

5. Инвалиды с рождения.

В соответствии со статьей 395 Налогового кодекса освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

5) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) ФЛ, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

7) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

8) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;

9) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Источник: https://megalektsii.ru/s19056t9.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть