8(800)550-71-06

Земли промышленности и иного специального назначения: состав, управление, перевод

Содержание

Земли промышленности и иного специального назначения: описание, виды и особенности :

Земли промышленности и иного специального назначения: состав, управление, перевод

Ст. 87 ЗК определяет правила, по которым могут использоваться земли промышленности и иного специального назначения. На таких территориях деятельность ведут, как правило, производственные предприятия. Рассмотрим далее, как могут использоваться земли промышленности и иного назначения.

Специфика распределения прав

В качестве первичных пользователей территорий выступают организации, учреждения. Эксплуатация земли гражданами для ведения огородно-садоводческой деятельности, обустройства пастбищ, а также сторонними субъектами (к примеру, сельскохозяйственными предприятиями) вторична.

Первичные пользователи в данном случае выступают в качестве администраторов. Они осуществляют распределение территории, выделяют субъектам тот или иной земельный участок.

Земли промышленности находятся в распоряжении органов, управляющих производством и выполняющих иные соответствующие функции.

Общие правила

Земли промышленности, энергетики, транспорта используются в соответствии со спецификой отрасли. Между тем, порядок управления такими территориями осуществляется по единым принципам:

  1. Все административные органы (ведомства, министерства) должны исполнять предписания Правительства. В определенных случаях они обязаны согласовывать свои действия с исполнительными региональными органами, Минприроды, Министерством энергетики и промышленности и прочими институтами. Административные органы, ответственные за надлежащее использование территорий, могут осуществлять мониторинг их состояния, давать рекомендации для обеспечения рационального их использования и охраны.
  2. Уполномоченные структуры разрабатывают внутрипроизводственный порядок землепользования. Они принимают решения по вопросам внутренней организации эксплуатации ресурсов предприятиями разных отраслей. Другими словами, на административных органах лежит обязанность определять целевое значение отдельных частей территорий, обеспечивать оптимальное размещение строящихся сооружений и зданий. Например, Минтранспорта и связи разрабатывает и утверждает инструкции и правила использования участков железных дорог, порядок их временного отвода сельскохозяйственным предприятиям и прочим организациям, а также физлицам.
  3. Административные органы также должны организовывать внутриведомственный учет территорий. Они принимают решения, касающиеся перераспределения наделов между подведомственными предприятиями и службами, а также оказывают последним содействие в реализации ими своих прав и исполнении обязанностей.

Правовой статус

Земли промышленности располагаются за чертой поселений. Так сказано в ст. 87 ЗК. При этом те части территории, которые находятся внутри границ, признаются землями поселений. Такой статус присваивается вне зависимости от целей, для которых они используются.

Из этого следует, что характер их эксплуатации определяется двояко. Так, земли промышленности, транспорта, связи используются по правилам, установленным для территорий поселений. К примеру, это могут быть архитектурно-планировочные требования.

С другой стороны, их использование определяется в соответствии с нормами, регламентирующими обеспечение нужд промышленности, энергетики, транспорта и пр.

На практике разработанный порядок эксплуатации ресурсов обязательно согласовывается с администрацией города, поселка или другого МО.

Важный момент

Субъекты, использующие земли промышленности, связи и пр., обязаны создавать в их составе охранные, санитарно-защитные и другие зоны. В их пределах устанавливается особый режим пользования.

Участки, находящиеся в составе таких зон, не изымаются у субъектов, имеющих на них законные права. Однако нормами ограничиваются их возможности по распоряжению или ведению той или другой деятельности.

Размер таких зон определяется законодательством, регулирующим отношения в соответствующей отрасли хозяйства.

Отвод территорий

Земли промышленности могут использоваться для разных целей. Перечень типов деятельности, которую допускается осуществлять на них, в законодательстве является открытым.

В его положениях обычно не устанавливаются конкретные размеры участков, которые могут использоваться в промышленных (производственных) целях. Вместе с этим нельзя не нормировать отвод таких территорий.

В этой связи, законодательство предусматривает условия, в соответствии с которыми размеры земельных участков обосновываются с экономической точки зрения при проектировании строительства либо другой деятельности.

В ряде случаев нормы по предоставлению территорий определяются непосредственно в правовых актах, регламентирующих конкретный тип хозяйствования.

Право собственности

Земли промышленности в большей своей части находятся в законном владении РФ. К государственной собственности, в частности, относят территории, занятые:

  1. Путями сообщения.
  2. Энергетическими системами, атомными установками.
  3. Объектами, обеспечивающими безопасность, космическую деятельность, статус и защиту госграницы.
  4. Предприятиями оборонного производства.
  5. Объектами связи и информатики и пр.

Правила использования

Земли промышленности передаются предприятиям для размещения:

  1. Производственных сооружений.
  2. Цехов.
  3. Подъездных путей.
  4. Внутризаводских коммуникаций.
  5. Складских помещений.
  6. Прочих сооружений и зданий, которые необходимы для организации и ведения производственной деятельности.

В качестве субъекта права пользования выступает непосредственно предприятие. Оно будет отвечать за целевое использование и состояние территории.

Проекты

План строительства определяет размер земли, которая приобретается или предоставляется предприятию (промышленному комплексу, акционерному обществу и пр.). При этом учитывается экономное использование территории.

Новые предприятия, как правило, возводятся в промышленных узлах (районах). На таких территориях организуется общее вспомогательное производство, прокладываются инженерные коммуникации, системы снабжения и пр.

В этой связи, проекты предприятий увязываются с планировкой районов, генпланами узлов, а в случае их отсутствия – с намечаемыми сооружениями, сетями и коммуникациями.

Исполнение указанных требований способствует обеспечению охраны и рационального использования территорий.

Природоохранные мероприятия

Их должны выполнять все субъекты, которые используют земли промышленности. Все природоохранные мероприятия должны закладываться в проект строительства. В первую очередь это касается соблюдения противопожарных норм. Кроме того, к природоохранным мероприятиям относят:

  1. Рациональное решение по обеспечению защиты водных объектов, атмосферы, почвы, по отводу стоков или снижению их количества.
  2. Планирование расходов на снятие и последующее хранение плодородного слоя, рекультивацию и компенсацию убытков, нанесенных прежним пользователем.

Участки для отходов, отвалов, накопителей отбросов и шлаков необходимо выбирать на территориях, непригодных для ведения сельскохозяйственной деятельности, с соблюдением правил и норм безопасности.

СНиПы

В строительных нормах и правилах предусмотрен целый ряд запретов. В частности, не допускается размещение предприятий либо их комплексов, сооружений, зданий, инженерных коммуникаций:

  1. На площадках залегания природных полезных ископаемых без согласия с органами горного госнадзора.
  2. На опасных участках отвалов пород сланцевых и угольных шахт либо обогатительных комбинатов.
  3. В активных карстовых зонах, в районах селевых потоков, оползней, снежных лавин, угрожающих эксплуатации и застройке и пр.

Предприятия, которые работают на предоставленных во временное пользование участках, должны привести их в пригодное для эксплуатации состояние за свой счет.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-zemli-promyshlennosti-i-inogo-specialnogo-naznacheniya-opisanie-vidy-i-osobennosti.html

Особенности управления землями промышленности и иного назначения. Органы управления. Функции управления

Особенности управления землями промышленности и иного назначения. Органы управления. Функции управления⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Земельные участки из земель промышленности и иного специального назначения могут находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности.

Однако не всякое разрешенное использование в рамках данной категории земель допускает возможность предоставления земель всем собственникам.

Так, земли промышленности и иного специального назначения , занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, являются исключительной федеральной собственностью'.

Кроме того, ст.

3 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю » установлено, что основанием вне1 Право федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности на земли промышленности и иного назначения возникает в порядке разграничения государственной собственности на землю . До этого момента земли находятся в «неразграниченной» государственной собственности. — Прим. авт.

сения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав в том числе земель промышленности , транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения ; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения ; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

В собственности субъекта РФ, согласно ст.

4 и 5 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю », могут находиться земли промышленности , транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного специального назначения , если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации.

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки промышленности и иного назначения , если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности.

Управление и распоряжение землями , находящимися в государственной или муниципальной собственности, распределяется следующим образом.

В отношении указанных земель , находящихся в федеральной собственности, порядок использования, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется Правительством Российской Федерации; в отношении земель , находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в отношении указанных земель , находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

Земельные участки из земель промышленности и иного назначения могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, если этому нет установленных правовых препятствий.

Основным препятствием в данном случае является изъятие земель из оборота по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ1. Наиболее обширные площади земель , которые могут находиться в частной собственности, — это земли промышленности .

Часть земель перешла в собственность коммерческих организаций в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, начало которой было положено в 1991 — 1994 гг.

В настоящее время в частную собственность, помимо приватизации предприятия (как имущественного комплекса), приобретения в частную собственность иной недвижимости, в случае выкупа этих земель переходят земельные участки коммерческих организаций и граждан, ранее предоставленных на основе права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

1 ЗК РФ. Ст. 27.

Изъятие из оборота указанных земель или принадлежность их к объектам собственности Российской Федерации не означает, что и охранные зоны, установленные для данных земельных участков, также изымаются из оборота и не могут быть собственностью граждан или юридических лиц. Как уже было сказано, на эти земельные участки распространяются только особые требования по их использованию.

В целом в собственности граждан не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте.

К таким землям , прежде всего из земель обороны, относятся участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы, другие войска, воинские формирования и органы Российской Федерации; а также участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды. Изъяты из оборота также участки воинских захоронений. Из земель , предназначенных для обеспечения государственной безопасности, изъяты из оборота участки, занятые объектами организаций Федеральной службы безопасности, объектами организаций федеральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Изъяты из оборота земли той же категории, занятые исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Не включены в оборот и земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Кроме того, не изъяты, но ограничены в обороте земельные участки, не указанные в ч. 4 ст. 27 ЗК РФ, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности , таможенных нужд.

Ограничены в обороте также участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; участки, предоставленные для нужд связи, занятые объектами космической инфраструктуры; участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений; земельные участки, предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств, а также участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли .

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Органы управления

Глава 13. Земли промышленности и иного… назначения

ленными, энергетическими, транспортными и иными подобными объектами, но находящиеся в пределах черты поселений (ст. 84 ЗК), относятся к категории земель поселений.

Источник: https://lektsia.com/2xa12e.html

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую | Департамент по управлению государственной собственностью Томской области

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую осуществляется в порядке, определённом Федеральным законом от 21.12.2004 г.

№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», за исключением случаев перевода в земли населённых пунктов (включения земельного участка в границы населённого пункта).

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также – ходатайство) в Администрацию Томской области.

В ходатайстве указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются следующие документы:

1) оригинальный экземпляр выписки из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

3) оригинальный экземпляр выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по указанным основаниям, возвращается заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

По результатам рассмотрения ходатайства Администрацией Томской области принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Администрация Томской области направляет копию акта о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости.

О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ

ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОСТАВЕ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ

ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее – линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8.

Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее – земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев:

1.

Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

2.

Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

1) создания особо охраняемых территорий;

2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон;

3) в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны или исключенных из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, направляются в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, органом управления особой экономической зоной в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.

Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения черты поселения;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

1) создания особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения границ населенных пунктов;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных федеральными законами, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в случае:

1) если земли заняты водными объектами;

2) строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

3) изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Источник: https://dugs.tomsk.gov.ru/perevod-iz-odnoj-kategorii-zemelnyh-uchastkov-v-druguju

Характеристики и правовое регулирование земель промышленности и иного специального назначения – Недвижимое имущество – юридический ликбез

Характеристики и правовое регулирование земель промышленности и иного специального назначения - Недвижимое имущество - юридический ликбез

Вся земля разделена на несколько категорий, которые закреплены в Земельном кодексе РФ.

Участки земель, на которых размещаются линии электропередач, заводы, предприятия, ж/д и автодороги, принадлежат к землям промышленности и иного спецназначения.

Такие земли чаще всего находятся за территорией городов и сел и имеют минимальную сельскохозяйственную пригодность.

Если земли нельзя использовать для аграрных нужд из-за их характеристик, заболоченной или каменистой почвы, они часто передаются для организации работы производств, заводов и для других технологических нужд.

Использование таких земель регулируется действующим законодательством:

  • Земельным кодексом РФ;
  • ФЗ №7 «Об охране окружающей среды»;
  • ФЗ №172 «О переводе земель…».

Порядок использования земель промышленности и спецназначения регулируется Правительством РФ (относительно участков федеральной собственности), исполнительной и местной властью (относительно земель, находящихся во владении субъектов РФ и муниципалитетов).

Особенности правового регулирования этой категории земель заключаются в определении различных зон с особыми условиями использования территорий.

Такие зоны разграничиваются для обеспечения безопасности населения и создания условий для функционирования промышленных, транспортных и других объектов.

В состав рассматриваемых земель могут включаться охранные, санитарно-защитные и другие территории. Размеры земель устанавливаются по согласованным нормам отвода территорий или с учетом правил землепользования и другой документации.

Группы земель

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от их использования делятся на несколько групп.

Это такие группы, как:

  • земли промышленности (участки, на которых построены промышленные здания и сооружения, административные и технологические объекты; к этой же группе относятся земли, на которых нефте- и горнодобывающими предприятиями ведется добыча полезных ископаемых);
  • земли энергетики (участки, переданные для использования энергосберегающим компаниям, на которых обустроены электростанции и прочие энергетические системы);
  • земли транспорта (участки, на которых размещаются инфраструктурные объекты, обеспечивающие перемещение в пространстве: автодороги, трубопроводы, морские порты, железнодорожные пути и станции и т. д.);
  • земли связи, информационного теле-, радиовещания (участки, на которых размещаются конструкции, поддерживающие линии связи, спутниковые системы);
  • земли космической деятельности (участки, на которых обустроены космодромы, полигоны, площадки и прочие наземные аэрокосмические объекты);
  • земли обороны (участки, на которых размещаются тренировочные полигоны, воинские части и прочие объекты, имеющие значение для обороны государства);
  • земли иного спецназначения (участки, на которых располагаются поликлиники, санатории и прочие объекты бытового, оздоровительного, культурного назначения).

Земли обороны занимают порядка 69% всех земель рассматриваемой категории. На втором месте – земли транспорта, на третьем – земли промышленности.

Порядок управления

Земли, которые предназначены для индустриальных и транспортных целей, передаются предпринимателям и компаниям на праве бессрочного пользования.

Владельцами таких участков могут выступать физические лица, организации, правительство РФ, фонды, ведомства и муниципалитеты.

Участки, на которых размещаются военные объекты, не изымаются у собственников, но в случае военных действий они переходят государству в порядке реквизиции.

Органы кадастра следят за тем, чтобы земли использовались по выделенному назначению. Раз в пять лет должна проводиться кадастровая оценка стоимости участков. Но не только кадастр следит за данными землями.

Поскольку их использование зачастую связано с нанесением вреда экологии, соответствующие органы осуществляют экологический контроль. Собственники участков должны проводить их рекультивацию и восстановление.

Перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется в определенном порядке.

А вот перевод земель из промышленной категории в другую группу возможен после согласования мероприятий по их рекультивации и восстановления. Для осуществления перевода заинтересованное лицо подает ходатайство в орган, в собственности которого находится земля.

Вместе с ходатайством подается кадастровый паспорт, документация на участок, выписки из госреестров, экологическое заключение и согласие владельца на изменение категории земли.

По итогам рассмотрения поданных документов уполномоченный орган составляет акт о переводе участка или об отказе в выполнении соответствующих действий.

Перевод завершается в тот момент, когда участок с измененной категорией ставится на кадастровый учет.

Источник: http://nedvigist.ru/zemli/pravovoe-regulirovanie-zemel-promyshlennosti.html

Земли поселений

Земли поселений

Словарное определение «категории земли» гласит, что это – «часть единого государственного земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим». Целевое назначение, то есть то, для чего непосредственно используется данный участок, является единственным критерием отнесения к той или иной категории.

Этот же критерий определяет режим правового регулирования для каждой из категорий земель или отдельного участка в их составе.

Категорий всего семь: земли поселений, земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса. Но чаще всего физические и юридические лица имеют дело с первыми тремя категориями.

Земли поселений

Это – земли, предназначенные и фактически используемые для застройки и развития городских и сельских поселений.

Естественно, к поселению относятся не только жилые постройки, но и все то, что призвано обеспечить нормальный ход жизни его обитателей.

Поэтому земли поселений делятся на специальные зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, для размещения военных объектов и иные. По сути, это означает, что в составе земель поселений могут выделяться земельные участки других категорий.

Территориальное зонирование осуществляется по усмотрению органов местного самоуправления, в соответствии с планами развития поселения. Собственники, арендаторы или пользователи отдельных участков внутри зоны могут использовать свой участок строго по назначению всей территориальной зоны.

Относительно «пределов» этой категории земель в законодательных актах фигурируют два понятия: «черта поселения» и «граница поселения».

Олег Пономарев, начальник отдела земельных отношений риэлтерской компании «Аккорд-2000»,отмечает: «В законе о переводе земель из одной категории в другую говорится о черте поселений, в Земельном кодексе фигурируют также слова «граница населенного пункта».

Получается небольшая нестыковка. Черта поселений сейчас – это таблички с перечеркнутым названием на выезде, а границу как таковую еще найти надо».

Земли поселений отделяются от других категорий земель чертой самих поселений, а черта поселений представляет собой внешние границы земель поселений.

Из этой головоломки важно выделить только то, что граница этих земель устанавливается по границам земельных участков, предоставленных гражданам или организациям.

Земли сельскохозяйственного назначения

Это – земли, находящиеся за чертой поселений и предназначенные для нужд сельского хозяйства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, растительностью, которая защищает земли от воздействия различных негативных факторов.

Сюда же относятся земли под любыми объектами, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Причем сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, т.д.) имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

А особо продуктивные сельскохозяйственные угодья, используемые в научно-исследовательских целях и имеющие повышенную кадастровую стоимость,могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Земли промышленности и иного специального назначения

Полное название этой категории земель выглядит несколько длиннее: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

К этой же категории относятся санитарные и охранно-защитные зоны, которые устанавливаются для некоторых из вышеперечисленных отраслей.

Интересная деталь: если участок земли попал в подобную зону, права собственности, пользования или аренды при этом не «пострадают», но если осуществляемый здесь вид деятельности противоречит «высоким» защитным целям, эту деятельность могут запретить.

«Вне категорий»

Запас земель в России огромен. При этом далеко не все земли на сегодняшний день отнесены к той или иной категории. В большей степени это касается слабо населенных районов.

Земли там просто пустуют, поэтому вопрос их использования долгое время оставался открытым. Даже в областях, где земля – товар востребованный, участки «вне категорий» встречаются. «В Свердловской области такие земли есть.

«Находят» их как частные лица, так и предприятия, организации, заинтересованные в дальнейшей судьбе земельного участка.

Отнесение земель или земельных участков к одной из установленных ЗК РФ категорий земель должно исключить такие ситуации», – комментирует Инна Головченко, заместитель генерального директора юридической фирмы «Энсо».

Согласно Федеральному закону №172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», для каждого участка отнесение к той или иной категории обязательно. Но, поскольку закон вступил в силу только в 2005 г.

, противоречия пока не устранены.

«У нас до сих пор существуют ситуации, когда в государственном кадастре земель нет никаких сведений о принадлежности участка к какой-либо из категорий, а в правоустанавливающих документах на участки земли организаций или частных лиц такая информация имеется. Приоритетными здесь являются данные правообладателя, поэтому в кадастре и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним делаются соответствующие исправления», – говорит Олег Пономарев.

В общем порядке категория присваивается на основании заявления правообладателя или по инициативе органов власти.

Если участок находится на территории города или поселка, то, как правило, его признают землей поселений, если за их чертой – категория устанавливается по фактическому использованию.

Из категории в категорию

Категория земли не является раз и навсегда установленной и при необходимости может быть изменена.

С переводом по инициативе органов власти никаких проблем никогда не возникало, а вот у граждан и организаций они были всегда. До вступления в силу в 2005 г.

Закона №172 «О переводе…» порядок перевода земель из одной категории в другую и основания для отказа законодательством не регулировались.

Теперь четко установлено, какой пакет документов и куда нужно предоставить.

Основанием для перевода является ходатайство заинтересованного лица.

В нем указывается: кадастровый номер земельного участка, категория земель, в состав которой входит земельный участок, и категория, в которую необходимо его перевести, обоснование перевода, права на земельный участок.

Кроме того, к ходатайству должен быть приложен еще ряд документов.

Это – выписки земельного кадастра и ЕГРП, копии документов, удостоверяющие личность заявителя, согласие правообладателя на перевод, расчеты потерь сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства при переводе и в отдельных случаях, предусмотренных законом, заключение государственной экологической экспертизы.

Собрать эту кипу бумаг – нелегкий труд, но при отсутствии или неправильном оформлении хотя бы одной из них в рассмотрении ходатайства будет отказано.

Если земли находятся в федеральной собственности, решение о переводе принимает Правительство РФ, в собственности субъектов федерации – органы исполнительной власти субъектов, в муниципальной и частной собственности – органы местного самоуправления. Исключение составляют сельскохозяйственные земли в муниципальной и частной собственности: их перевод «отдали в руки» субъектов РФ.

На правительственном уровне срок рассмотрения составляет три месяца, на других – два. В результате, принимается акт о переводе либо об отказе в нем, с обязательным указанием причины.

Законом также были установлены некоторые особенности перевода из одной категории земель в другую.

Чаще всего земли переводятся из категории сельскохозяйственных в земли поселений.

Именно сельскохозяйственные земли являются основным ресурсом для развития городов и сел. Но состав сельхоз земель неоднороден.

Так, согласно Закону №172 «О переводе…», перевод земель сельскохозяйственных угодий из категории сельхоз земель в другую категорию допускается только в «исключительных случаях».

Перевод из категории земель поселений в категорию земель сельскохозяйственных тоже встречается, но реже, и связано это в основном с необходимостью оформления прав частной собственности на колхозно-совхозные земли.

Промышленные земли могут переводится в другую категорию практически без ограничений. Но, если они были загрязнены, нарушены, застроены зданиями, подлежащими сносу, перевод допускается только при наличии проекта рекультивации земель и восстановления нарушенного почвенного слоя.

Перевести земли водного и лесного фонда гораздо труднее.

«Отнесение земель или участков земель к категориям , в конечном счете, призвано служить одной из целей земельного законодательства – охране земли как основы жизни и деятельности человека  и как важнейшего компонента окружающей среды. Тем более, это касается земель лесного и водного фондов, которые являются сферой государственных, общесоциальных интересов», – говорит Инна Головченко.

Земли особо охраняемых территорий переводятся в другую категорию, когда утрачивают свое «особое» значение и использоваться по своему прямому назначению не могут, что в обязательном порядке должно быть подтверждено положительным заключением государственной экологической экспертизы или иной предусмотренной законом экспертизы.

О том, на каких землях строятся сегодня коттеджные поселки, и как часто для этого необходим перевод из одной категории в другую, читайте в следующем номере.

Анонс:

Земельные участки неопределенной категории в России должны исчезнуть

Категория земельного участка не является раз и навсегда установленной

Источник: http://nedv.info/articles/189.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть