Земли запаса: понятие, правовой режим, разрешенное использование, перевод в другую категорию

Содержание

Земли запаса

Земли запаса: понятие, правовой режим, разрешенное использование, перевод в другую категорию

:

Под фондом этого типа участков понимаются земли, которые не предоставляются юридическим или физическим лицам для осуществления разрешенных видов деятельности.

Статус таких территорий считается резервным, земли запаса не могут подпадать под регламент градостроительства или входить в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие и состав земель запаса

Правовой режим земель запаса распространяется на неосвоенные территории, которые чаще располагаются на Дальнем Востоке и в районе Крайнего Севера.

При необходимости такие участки могут переведены в другую категорию и, соответственно, изменить свое назначение.

Процедура перевода территорий заключается в продаже или заключения договора аренды.

Законом предусматривается поиск направлений по пополнению фонда земель запаса.

Статьей 14 Земельного кодекса предусмотрены случаи, по которым может быть изменен состав земель запаса за счет территорий, которые подверглись химическому загрязнению или радиоактивному заражению.

После признания участков непригодными к дальнейшему использованию по прямому назначению, они считаются как земли запаса и консервируются.

В состав запасных территорий включаются:

  • Земли, которые были переведены в другую категорию в установленном порядке после прекращения права собственности на них со стороны гражданского населения или организаций;
  • Земли под водными объектами или болотистой местностью;
  • Участки под автомобильными дорогами, застройками;
  • Нарушенные земли.

Правовой режим земель запаса. Незаконное использование земель запаса

Действие закона в отношении временно не используемых участков подразумевает отсутствие свободного права занятия таких земель. Правомочным собственником пока не востребованных земель является государство.

Вместе с тем, на практике часто бывает так, что территории могут самовольно заниматься жителями соответствующих районов, где такие земли расположены.

Застройка или занятие сельскохозяйственными культурами конкретной территории без согласования (оформления права собственности) с муниципальными органами не означает перевод участков в другую категорию.

На практике органы государственной власти редко принимают меры к таким фактам нарушений до того момента, как земли будут спланированы под капительное строительство.

В том случае, когда обнаруживается самовольное использование земель не по целевому назначению, нарушители привлекаются к установленной законом ответственности, нанесенный им ущерб не подлежит возмещению.

Понятие земель запаса подразумевает правовой режим, который охраняет права собственников, имеющих статус физических или юридических лиц.

Если законные владельцы прекратили использование своих наделов, оставили их без надзора или охраны, это не значит, что такие участки подлежат немедленному переводу в состав земель запаса.

Муниципалитет сможет получить право оперативного ведения таких территорий только после внесения соответствующих изменений в кадастровый учет по представлению законных владельцев. Окончание процедуры перерегистрации будет означать, что это снова земли запаса.

Перевод земель запаса в другую категорию земель и последующее их использование

Для того, чтобы сменить категорию, земельных участков, относящихся к резервному фонду, и наладить законное использование земель запаса, потребуется составить ходатайство, в котором инициатор процесса должен будет указать следующие данные:

  • Номер участка в кадастровом реестре;
  • Причины, по которым заявитель хочет осуществить смену категории земельного надела;
  • Актуальная категория участка и желаемая.

Документация:

  • Заявление о смене назначения территории;
  • Документы, по которым можно удостоверить личность соискателя;
  • Выписка из единого государственного реестра о нахождении участка, планируемого к переводу в другую категорию, на учете;
  • Выписка из кадастра об отсутствии права собственности на территорию;
  • Заключение экологической экспертизы.

Земли запаса на практике довольно часто меняются свое целевое назначение. Это вызвано нехваткой территориальных ресурсов для строительство новых объектов инфраструктуры уже имеющихся жилых комплексов и освоения новых.

Земли запаса особенно привлекательны для инвесторов, которым такие участки обходятся много дешевле, в отличие от оформления сделок по участкам под жилищное строительство. Выделение участков под застройку осуществляется муниципальными органами. Смена категории подразумевает изменение целевого назначения.

Земли запаса – виды участков

Согласно действующему законодательству, после перевода участков в другую категорию, целевое назначение территорий может стать следующим:

  • Территории, на которых разрешается ведение сельского хозяйства, в том числе строительство объектов инфраструктуры;
  • Участки, на которых проводится строительство населенных пунктов или жилых комплексов;
  • Одним способов смены целевого назначения земель, является их выделение под нужды промышленности. Эта территория должна находиться за пределами жилых зон;
  • Территории, имеющие статус охраняемых, например, территории заповедников;
  • Земли, входящие в фонд водный и лесной.

Охрана земель запаса

Ставит своей целью создание системы правовых, экономических и технологических мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование земель запаса. За собственником территории закрепляется обязанность по сохранению земель от разрушения и других видов негативного воздействия.

Административным методам, применяемым в отношении незаконного использования земель в РФ, характерна императивность. Государством осуществляется вмешательство в вопросы, связанные с землей, только в случаях, подпадающих под уголовную юрисдикцию.

Источник: http://zemadvo-femida.ru/kategorii-zemel/zemli-zapasa.html

Земли запаса

Земли запаса: понятие, правовой режим, разрешенное использование, перевод в другую категорию

Землями запаса считают земельные территории, не задействованные в активном хозяйствовании. Это своеобразный резерв на будущее, локализующийся в разных точках страны.

Значительные площади «запасных» земель разнообразного почвенного состава размещаются в мало освоенных местностях (Крайний Север, Дальневосточная часть России, Сибирь).

Землями запаса обычно расширяют прочие категории земель – для удовлетворения растущих запросов промышленных и сельхозпредприятий.

Находятся они на контроле местных органов самоуправления и при изменении статуса распоряжение ими (временное или постоянное) переходит к заинтересованным организациям или предприятиям.

Правовой режим земель запаса

Законодательство причисляет к землям запаса находящиеся в государственной либо муниципальной собственности земли, не предоставленные в пользование гражданам или юридическим лицам (исключение – фонд перераспределения земель). Земли без владельцев закон автоматически относит к разряду муниципальных или государственных, специального решения по ним не выносится. Земли запаса:

  • не эксплуатируются юридическими и физическими лицами;
  • не учтены в регламенте градостроительства (из-за неопределенного целевого назначения);
  • могут переводиться в иную категорию земель;
  • подразумевают распределение ответственности между органами власти разного уровня;
  • могут перейти в аренду, собственность физических или юридических лиц (после изменения целевого статуса);
  • могут участвовать в программах по улучшению и очищению земель;
  • могут применяться для охоты, разработки недр, других целей.

К землям запаса причисляют также участки земельных фондов:

На не оформленных землях запаса разрешено проводить поисковые, изыскательские, геодезические, кадастровые работы.

Перевод земель запаса

Необходимость в смене статуса земель запаса появляется по разным причинам. Самая «популярная» – дефицит мест для строительства в населенных пунктах. Территории, пригодные для застройки, «сдвигаются» на окраины, где обычно и расположены земли запаса.

Смена категории возможна лишь после установленного законом формирования участка земли. Это довольно сложный и длительный процесс. Властные органы того или иного уровня утверждают правовой акт о причислении участка к землям конкретной категории – с учетом цели предполагаемой эксплуатации.

Участки в пределах населенных пунктов относят к землям этих населенных пунктов, вне их пределов – к иной категории земель (базируясь на факте их эксплуатации, подтвержденном документально). Новые данные о статусе участка земли в месячный срок бесплатно вносят в документы кадастра (на основании заявления обладателя прав). Претерпевают изменения и записи Росреестра.

Формирование участка земли подразумевает:

  • разработку проекта его границ;
  • визуализацию границ на месте;
  • определение его разрешенного применения.

Пределы участка земли устанавливают относительно его естественных рубежей и рубежей смежных участков. Земельные участки могут формироваться несколькими способами:

  1. Раздел. Формируется несколько участков. Изначальный земельный участок документально ликвидируется (за исключением ряда случаев, оговоренных в законодательстве). Претендент обретает право собственности на все образованные в результате раздела участки;
  2. Выдел. В случае выдела доли (долей) из земельного участка, состоящего в долевой собственности. При выделе образуется один или несколько участков, изначальный сохраняется в измененных границах. Заявитель (участник долевой собственности) обретает право собственности на сформированный участок земли, утрачивая право долевой собственности на первоначальный участок;
  3. Объединение. Из нескольких смежных участков земли образуется один. Существование смежных участков прекращается. Заявитель обретает право собственности на формируемый земельный участок;
  4. Перераспределение. Из нескольких смежных участков земли формируется несколько иных смежных участков. Изначальные участки прекращают свое существование. При перераспределении находящихся в частной собственности участков земли их владельцы обретают право собственности на сформированные земельные участки (согласно соглашению между собственниками).

Разумеется, каждый из способов формирования земельных участков имеет свои тонкости. Подробно существующие варианты и ограничения процедур прописаны в главе 1.1 Земельного кодекса РФ.

Общая площадь резервных земель по разным обоснованиям регулярно уменьшается, в редких случаях – возрастает.

Требования к формируемым и измененным участкам

При формировании земельного участка существуют определенные требования, установленные законодательством:

  1. Предельные размеры участков определяются градостроительными регламентами. Если на участки действие регламентов не распространяется или в их отношении регламенты не устанавливаются, предельные размеры определяют в соответствии с Земельным кодексом, другими законами федерального значения;
  2. Границы участков не должны пересекаться с границами муниципальных образований и (или) населенных пунктов;
  3. Запрещается формирование земельного участка, если оно препятствует возможности разрешенного использования находящихся на участке объектов недвижимости;
  4. Запрещаются раздел, выдел или перераспределение участков, если их разрешенному использованию препятствуют сохраняемые обременения;
  5. Образование участков не должно вызывать недостатков, препятствующих их рациональному применению и охране земель (вклинивание и изломанность границ, чересполосица, препятствия для возведения объектов недвижимости).
  6. Образованный участок не должен пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (кроме случаев, когда участок образован для геологического изучения недр, разработки месторождений, водохранилищ, гидротехнических сооружений).

Порядок изменения категории земель запаса неполон. А правовое регулирование обоснований процедуры содержит множество отсылочных норм.

Возможное назначение земель запаса

Законодательство предусматривает причисление земель запаса в одну из категорий земель:

  1. Сельхозназначения – возможна не только сельскохозяйственная деятельность. Здесь могут размещаться дороги и коммуникации хозяйственного назначения, лесные посадки, объекты водной инфраструктуры, постройки для складирования и обработки сельхозпродукции;
  2. Населенных пунктов – для жилой застройки;
  3. Промышленности – для хозяйствования промышленных предприятий, в том числе для возведения производственных мощностей (за пределами населенных пунктов);
  4. Охраняемые – обладающие природной ценностью (заказники, заповедники);
  5. Водного и лесного фондов.

При различиях между сведениями в документах владельца и кадастра предпочтение имеют бумаги правообладателя (если оформление участка земли произошло после 5 января 2005 года).

Процесс изменения категории земель

Чтобы арендовать земли запаса, нужно перевести участок в иную категорию, представив в местную администрацию соответствующее ходатайство, содержащее:

  • номер участка по кадастру;
  • категории земель (реальную и планируемую);
  • причины изменения категории;
  • права на земельный участок (при наличии).

Кроме ходатайства, будущий арендатор представляет:

  • копию удостоверения личности (для физических лиц), документ из единого Госреестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) или документ из единого Госреестра юридических лиц (для юридических лиц);
  • документ из кадастра о причислении участка к категории земель запаса;
  • документ из Росреестра о фактическом отсутствии у участка хозяина;
  • решение экологической госэкспертизы (если ее проведение предусмотрено законом);
  • согласие обладателя прав на земельный участок на его перевод из состава земель одной категории в другую (за исключением случая, когда правами на участок обладает лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении этого земельного участка).

Заявитель может получить отказ в рассмотрении его притязаний, если:

  • его признают ненадлежащим лицом для подобного обращения;
  • пакет документов не соответствует нормативам.

При отказе заявителю в течение 30 рабочих дней возвращают ходатайство. Органы власти представляют соответствующий акт, который можно обжаловать в суде. При положительном решении тоже готовится акт, только уже о присвоении категории. В этом акте будут означены:

  • поводы для перемены категории земель;
  • пределы участка, его номер по кадастру и площадь;
  • категории земель (прежняя и настоящая).

Перемена категории земель запаса – процесс непростой. Но если набраться терпения, досконально изучить вопрос или призвать на помощь квалифицированных юристов, невостребованная земля может принести весомую пользу. Причем не только ее новому владельцу или арендатору, но и государству.

Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/zemli-zapasa

Мнение адвоката о правовом режиме земель запаса |

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли в Российской Федерации разделяются на семь категорий. Правовой режим первых шести категорий земель установлен достаточно определенно. Под номером семь в ст.

7 Земельного кодекса указана категория земель запаса — категория с самым неопределенным правовым статусом и скудными правовыми характеристиками. В юридической науке проблематике земель запаса также не уделяется большого внимания.

Научные работы, посвященные исследованию правового режима земель этой категории, практически отсутствуют.

Что же такое земли запаса?

В Земельном кодексе лишь одна статья — ст. 103 — раскрывает сущность и назначение земель этой категории.

Итак, земли запаса определяются как земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель.

Для анализа данного определения земель запаса необходимо в первую очередь обратиться к принципу отнесения земель к определенным категориям.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Земельного кодекса основой деления земель на категории является их целевое назначение и разрешенное использование. В соответствии с данным принципом формируются шесть из семи категорий земель.

Например, земли сельскохозяйственного назначения — это земли для ведения сельского хозяйства (ст. 77 Земельного кодекса), земли населенных пунктов предназначены для застройки и развития населенных пунктов (ст.

83 Земельного кодекса) и т.д.

Из анализа определения земель запаса можно сделать вывод, что отнесение их к данной категории обусловлено не их специальным целевым назначением, как в случае с первыми шестью категориями, а субъектным составом их собственников — государства и муниципальных образований.

Интересен сравнительный анализ положений ст. 103 и ч. 1 ст.

16 Земельного кодекса в практике адвоката по земельным вопросам, где определяется понятие государственной собственности на землю: «…в государственной собственности находятся земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований».

В государственной или муниципальной собственности могут находиться земли всех семи категорий.

Критерием же отнесения их в состав земель запаса будет то формальное основание, что такие земельные участки не предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения гражданам или юридическим лицам.

Большинство ученых склоняются к выводу, что целевое назначение земель запаса не определено или что в законе не сформулированы требования к целевому назначению земель запаса. И действительно, если подходить к данному вопросу с формально-юридической точки зрения, данный вывод авторов является оправданным.

Однако зачастую категория земель определятся, исходя не только из их целевого назначения, но и в зависимости от местонахождения земельного участка. Так, земли сельскохозяйственного назначения находятся только за чертой населенного пункта (ст.

77 Земельного кодекса), земли же населенных пунктов, наоборот, четко совпадают с границами определенного населенного пункта.

Таким образом, даже исходя из территориального расположения земельного участка, включенного в состав земель запаса, уже можно определить его целевое назначение.

То есть если земельный участок находится в черте населенного пункта, то у него не может не быть целевого назначения, так как категория земель определяется автоматически.

Если земельный участок находится за пределами населенного пункта и на нем не располагаются промышленные и иные объекты (объекты транспортной, инженерной, космической и иной инфраструктуры), позволяющие его отнести к третьей категории земель — земель промышленности или иного специального назначения, если он не занят особо охраняемыми объектами (природного, исторического, рекреационного назначения), лесами и водными объектами, то вывод один — этот земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, по данному признаку можно определить, что земли запаса — это все же не востребованные земли именно сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые в будущем можно будет использовать не только для сельскохозяйственного производства, но и для строительства промышленных объектов, что сейчас особо модно, — логистических центров, коттеджных поселков и других подобных успешных коммерческих проектов, осуществив их перевод из состава земель запаса в земли соответствующей категории, как это предписывает ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса.

Вместе с тем земли сельскохозяйственного назначения — это особая категория земель, п. 6 ст. 1 Земельного кодекса определяет ее как приоритетную категорию.

В связи с этим в законодательстве предусматривается ряд мер, направленных на наиболее эффективное и рациональное использование этих земель.

Одной из таких мер является создание в каждом субъекте Российской Федерации фонда перераспределения земель (ст. 80 Земельного кодекса).

В состав данного фонда поступают земельные участки сельскохозяйственного назначения из земель, ранее находившихся в частной собственности или в пользовании частных лиц.

Перечень оснований для поступления земель в данный фонд крайне ограничен. Ситуации, когда нет наследников, желающих унаследовать земельный участок, а также когда земельный участок изымается за нарушение требований земельного законодательства, в нашей стране большая редкость. Поэтому представляется, что создание такого фонда носит формальный характер.

Вместе с тем в ч. 1 ст. 103 Земельного кодекса определено, что земельные участки, входящие в фонд перераспределения земель, не являются землями запаса.

Эта норма является, безусловно, положительной, так как данный факт освобождает лицо, желающее использовать по назначению земельный участок из фонда перераспределения земель, от процедуры перевода земель из состава земель запаса в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Специалисты бьют тревогу о том, что количество сельскохозяйственных угодий резко сокращается, основной причиной тому является их активная застройка. Несмотря на то что Федеральный закон от 21 декабря 2004 г.

«О переводе земель из одной категории в другую» содержит ряд ограничений по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, сегодня любое поле можно перевести в земли населенных пунктов, не учитывая его уникальную почвенную ценность.

Перевести же земельный участок, формально входящий в состав земель запаса, даже если он реально предназначен для сельскохозяйственного производства, намного легче.

В указанном Федеральном законе никаких ограничений этого процесса нет. Содержится лишь требование о том, что переводимый земельный участок должен быть сформирован, т.е.

прошел процедуру кадастрового учета. К слову сказать, такое требование существует при переводе земель всех категорий.

Проблема перевода земель из одной категории в другую является самостоятельной и сложной проблемой. В данной статье не будем затрагивать ее подробно.

На основе вышеизложенного по мнению адвокатов отнесение земель к составу земель запаса по тем лишь признакам, что они находятся в публичных формах собственности и не предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, является недостаточным и неоправданным.

На наш взгляд, необходимо расширить перечень оснований для отнесения земельных участков в фонд перераспределения земель, указав, что в него входят также земельные участки сельскохозяйственного назначения, не предоставленные в пользование граждан и юридических лиц. Их формирование и меры по дальнейшему эффективному использованию по целевому назначению — это прямая обязанность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления.

Это одна сторона проблемы, вытекающей из неопределенности понятия земель запаса.

Другая проблема — это, наоборот, нарушение прав землепользователей, которые используют земельные участки, отнесенные по каким-то неведомым причинам к составу земель запаса. Так, показательным является следующий пример. Предприниматель А.П.

Чимшит является собственником недвижимого имущества — здания насосной, расположенной за пределами земель населенных пунктов. В соответствии со ст.

36 Земельного кодекса данный гражданин имеет исключительное право на приобретение такого земельного участка в собственность или аренду.

Однако, когда предприниматель с адвокатом обратился в орган местного самоуправления с заявлением о приватизации земельного участка, выяснилось, что данный участок при кадастровом учете данной территории был отнесен к категории земель запаса. Таким образом, предпринимателю, чтобы реализовать свое исключительное право, было необходимо осуществить за свой счет процедуру перевода земель из категории земель запаса в категорию земель промышленности. Предприниматель обратился в суд с иском о признании требования к нему о переводе земельного участка в другую категорию незаконным. Однако решениями судов первой, кассационной и надзорной инстанций его требования не были удовлетворены, так как п. 2 ст. 103 содержит четкое правило о том, что использование земель запаса возможно лишь после их перевода в земли иных категорий Определение ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. N ВАС-9607/10 по делу N А03-8814/2009.

В данном примере суд был вынужден принять подобное решение. Здесь представляется, что предприниматель неверно сформулировал исковые требования.

Необходимо было выдвигать требования о признании незаконным и отмене решения органа государственной власти, осуществляющего кадастровый учет, об отнесении земельного участка в состав земель запаса, так как очевидно, что оснований для такого отнесения не было, земельный участок использовался лицом, имеющим в собственности недвижимое имущество.

Тем не менее земли запаса необходимо оставить как самостоятельную категорию. В нее должны входить земельные участки, которые использовать по целевому назначению по тем или иным причинам невозможно.

Как правило, это будут земли, подвергшиеся негативному воздействию, которые будут постоянно или временно изыматься у их собственников или иных землепользователей для восстановления.

В данном случае перевод земель в состав земель запаса будет логическим продолжением их консервации, т.е. временного изъятия из оборота Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г.

N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.

К сожалению, в нашей стране, пожинающей плоды масштабных экологических катастроф конца XX в., земли, которые выведены из оборота и законсервированы, существуют.

Прежде всего это все земли, находящиеся на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АС, различные законсервированные полигоны, склады и др.

То, что данные земли необходимо определить как земли запаса, для нас является очевидным.

Такой четкий и однозначный подход к землям данной категории повысил бы земельный правопорядок, а также в определенной мере препятствовал бы незаконному извлечению земель сельскохозяйственного назначения из их приоритетного использования.

Источник: http://5898523.ru/mnenie-advokata-na-pravovoj-rezhim-zemel-zapasa/

Категории земель

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Категории земель

Статья посвящена категориям земель, определенным Земельным кодексом РФ. Рассматриваются правовой статус и виды разрешенного использования

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, принятого 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) все земли в России по своему целевому назначению делятся на 7 категорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли для нужд:
    •  промышленности;
    •  транспорта;
    •  энергетики;
    •  связи и телевидения;
    •  обороны и космической деятельности;
    •  а также иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых объектов и территорий;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Пункт 2 указанной статьи ЗК РФ «Состав земель в РФ» закрепляет, что все земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральними законами.

Земли сельскохозяйственного назначения

В эту категорию входят земли, расположенные за пределами населенных пунктов и определенные для использования в нуждах сельского хозяйства.

В категории земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • собственно сельскохозяйственные угодья – сенокосы, пашни, плодовые сады, пастбища и др.;
  • земли, отведенные под внутрихозяйственные дороги и коммуникации;
  • земли, отведенные для создания зон древесно-кустарниковой растительности в целях защиты от воздействия негативных природных и техногенных факторов;
  • земли, окружающие замкнутые водоемы;
  • земли, занятые зданиями и сооружениями, используемыми в целях хранения и переработки сельхозпродукции.

Земли сельскохозяйственных угодий имеют приоритетный статус и подлежат особой охране.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для нужд промышленности или иных несельскохозяйственных нужд.

В этом случае предоставляются земли, непригодные для сельскохозяйственного производства, либо земли сельхозугодий максимально худшего качества в соответствии с их кадастровой стоимостью.

Земли населенных пунктов

В эту категорию входят земли, расположенные в черте населенных пунктов (городов, сел, поселков и т.д.) и предназначенные для застройки или размещения инфраструктуры этих населенных пунктов.

Целевое назначение земель этой категории определяется нахождением того или иного участка в той или иной территориальной зоне населенного пункта.

Согласно ЗК РФ в населенных пунктах выделяют следующие территориальные зоны:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые
  • рекреационные;
  • зоны инженерных и транспортных инфраструктур;
  • специального назначения;
  • иные.

Для каждой из этих зон существуют собственные регламенты, определяющие правовой режим и целевое использование расположенных в этих зонах земельных участков.

 Для всех участков, которые расположены в пределах одной территориальной зоны, действует единый регламент целевого использования.

Этот регламент обязателен к выполнению всеми собственниками, арендаторами и пользователями земельных участков вне зависимости от формы собственности на эти участки.

В соответствии с ЗК РФ участки и расположенные на них объекты при несоответствии их параметров предельным значениям, прописанным в регламенте, или при несоответствии их профиля перечню разрешенных типов использования могут быть запрещены к использованию органами местного самоуправления.

Территориальные зоны, расположенные вне черты городов, но при  этом составляющие с этим городом единую природную, социальную и хозяйственную инфраструктуру и не находящиеся в составе земель других населенных пунктов, считаются пригородными. В составе пригородных земель различают;

  • зоны сельскохозяйственного назначения;
  • зоны отдыха  населения;
  • зоны развития города.

Земли промышленного и специального наначения

В эту категорию входят земли, используемые для нужд различных отраслей промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций, а также иного специального назначения.

Важной особенностью этой категории земель становится то, что многие участки, имеющие данное целевое назначение, окружены охранными, санитарными  и иными зонами с особыми условиями использования.

Эти условия ограничивают права всех землепользователей вне зависимости от формы собственности.

Земли особо охраняемых объектов и территорий

В эту категорию входят земли, имеющие особое научное, природоохранное, историко-культурное, оздоровительное или иное назначение. Эти земли частично или целиком изъяты из хозяйственного оборота. К землям этого типа относят, например, земли заповедников.

Земли водного и лесного фондов, а также земли запаса

В эту категорию входят земли для ведения лесного хозяйства, земли, на которых расположены водные объекты и водоохранные зоны.

А также земли государственной или муниципальной собственности, которые в настоящий момент никак не использованы – это земли запаса.

Предоставление земель запаса физическим или юридическим лицам возможно только после перевода этих земель в другую категорию.

Вид разрешенного использования или целевое назначение

Каждая из представленных выше категорий земель имеет свой индивидуальный список видов разрешенного использования.

То, к какой именно категории будет отнесен тот или иной земельный участок, определяется:

– правительством РФ – для земель, находящихся в федеральной собственности;

– органами власти субъектов федерации – для земель, находящихся в собственности этих субъектов, а также земель, состоящих в частной или муниципальной собственности, в том числе и в отношении земель сельскохозяйственного назначения;

– органами местного самоуправления – для муниципальных земель и земель, находящихся в частной собственности, кроме земель сельскохозяйственного назначения.

Также вышеназванные властные структуры имеют право перевода земель из одной категории в другую в отношении всех земель, попадающих под их юрисдикцию.

Любой из видов целевого использования, разрешенный согласно классификатору для данной категории и подкатегории земель, может осуществляться без получения каких-либо дополнительных разрешений или процедур согласования.

В тех же случаях, когда целевое назначение конкретного участка земли не предусматривает осуществление планируемого вида деятельности (например, ИЖС), можно обратиться в соответствующие властные органы за получением разрешения на изменение целевого назначения.

В том случае, если в отношении данной территориальной зоны действуют регламенты, предусматривающие соответствующий вид деятельности,  такое разрешение получить существенно легче, чем инициировать процедуру перевода участка земли в другую целевую категорию.

Соотношение деления земель по категориям и разрешенным видам использования

Понятие «разрешенного использования земель» намного шире категорий – для каждой категории может быть предусмотрено несколько видов использования.

Определение указанных видов соответствует принципам территориального зонирования территорий, каждый вид использования соотносится с определенной зоной. Общий перечень разрешенных видов пользования землей установлен системой классификаторов.

Основной целью установления вида разрешенного использования является конкретизация правового статуса участка земли для вовлечения его в хозяйственный оборот.

Субъект, осуществляющий владение или пользование участком земли, обязан подчиняться ограничениям, которые возлагаются на него исходя из разрешенного вида пользования принадлежащей ему земли, а также условиям режима территориальной зоны.

Перевод земель из одной категории в другую

Статья 8 ЗК РФ «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» предусматривает как порядок перевода земель из одной категории в другую,  так и процедуру переоформления.

Категории земель (согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ) указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Пункт 3 данной статьи ЗК РФ закрепляет, что нарушение установленного Кодексом, Федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/pravo-na-zemlyu/kategorii-zemel.html

Что значит неиспользуемые земли запаса и какой их правовой режим?

Земли запаса разделяют всю территорию России. Обычно, использование данного ресурса происходит в момент выделения в аренду либо же в собственность каждого из этих участков.

Их можно вернуть обратно в фонд, либо же добавить и благодаря этой процедуре происходит непрерывное пополнение земельных наделов.

Что же входит в эту категорию? В данной статье вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы.

Согласно закону, такими земельными фрагментами именуют обычно территорию, которая ранее не была представлена в использование, пожизненное владение и в дальнейшем не была передана в частную собственность для кого-либо.

Подобные земельные фрагменты могут существовать самостоятельно, и во многом это связано с отсутствием прав физических, а также юридических лиц на право пользоваться землей. Эта причина в недостаточной степени может отражать сущность режима, который действует.

Согласно принципиальному отличию от остальных категорий, земли запаса – это особая территория, целевое назначение которое пока еще не определили.

При таком раскладе земля не может иметь ничего общего с аудиторией назначения и поэтому земельные наделы будут включены автоматически в эту категорию.

Угодья являются частью земельного фонда, они также обладают природными и хозяйственными свойствами, благодаря которым в дальнейшем можно установить их общее целевое назначение.

Какие критерии следует учитывать и чем руководствоваться при переводе угодий в категорию земель запаса? В законодательстве, которое действует, подобные пункты прописаны нечетко.

Статья 128 Земельного Кодекса сообщает о том, что состав земельных угодий запаса позволяет включать землю, которую ранее не использовали, либо же она была по каким-то причинам изъята, согласно установленному порядку у собственников, а также землепользователей.

Любые из определений, которые касаются земельных фрагментов и которые не были ранее использованы, позволяют осуществить перевод земли в другую категорию – земли запаса.

Категория под названием неиспользованные земельные наделы– это особая территория, которая ранее не была вовлечена в использование из-за ее непригодности, либо же не освоенности земли, которая утратила любые свои полезные свойства согласно ряду различных причин.

К подобным земельным наделам необходимо применять специальные мероприятия, которые позволят провести все необходимые манипуляции, касающиеся улучшению их состояния.

Признание земель запаса неиспользуемыми

По закону не должен быть установлен полноценный механизм признания земли неиспользованной, кроме внесения ее в отдельную категорию земель запаса.

Это прописано в статье 126 ЗК и есть отдельное упоминание о способе, который позволяет осуществлять охрану наделов, он выступает консервацией, так называемых деградированных земель, если нет возможности как-либо повлиять на плодородие почв.

С другой стороны, это утверждение никак не подтверждается на законодательном уровне. Только благодаря систематическому контролю за использованием и охраной земли есть возможность выявить наделы, которые на протяжении определенного времени не используются.

Можно это сделать благодаря мониторингу земли, который осуществляется согласно общему учету функций по управлению земельными наделами.

В законе нет на этот счет какой-либо конкретной и в то же время исчерпывающей информации, либо же списка обязательных критериев, к землям, которые не используются.

В этот список следует внести угодья, которые из-за ряда причин выбыли из категории хозяйственного использования, либо же они были заброшены много лет назад своими владельцами и на протяжении всего периода никак не эксплуатировались.

В связи с этим, должна быть предоставлена информация о субъектах с указанием сроков, которые были ранее использованы: 1 год для сельскохозяйственного производства, либо же два года для несельскохозяйственных целей. Их можно отнести к категории неиспользованных территорий только в исключительных случаях.

По закону, подобное поведение входит в категорию неправомерного, и оно предусматривает изъятие земельного фрагмента.

С другой стороны, не все угодья, которые ранее выбыли из хозяйственного оборота можно смело отнести к категории неиспользуемых для осуществления операций по переводу в земли запаса.

К примеру, земли отчуждения были изъяты у собственников по причине радиоактивных загрязнений, их необходимо включить в категорию хозяйственного использования, но уже с другим правовым режимом.

В состав земель населенных пунктов включены несколько недостроенных угодий, которые могут быть включены в эту категорию и оставаться свободными на протяжении определенного времени. В таком случае, земли, которые были не использованы, включаются в категорию земель запаса, но только если их не отнесли к какой-либо иной из этих категорий.

Земельные наделы, которые ранее были изъяты у частных собственников земли — прежних владельцев, автоматически относятся к землям запаса, в случае если не было проведено перераспределение согласно установленному порядку.

Основания изъятия земли устанавливаются согласно Кодексу о земле, и они ведут к прекращению всех прав собственности. Не каждое из обстоятельств, которое было указано в качестве основания превращения, выступает изъятием с точки зрения юриспруденции.

Согласно добровольному отказу от земли либо же в процессе добровольного отчуждения угодья в адрес государственного пользования, истечения общего срока пользования может привести к переводу этой земли в запас, если только эти участки не перешли в собственность к другим персонам.

В то же время, любое изъятие земель для общественных и государственных нужд не предполагает дальнейшее рассмотрение их в качестве земель запаса.

Поэтому, согласно информации, представленной в ст.

128 Земельного Кодекса, любые попытки изъятия земель для включения их в категорию земель запаса подразумевают под собой запуск механизма перехода этих земель в новую категорию.

Кроме этого возникают вопросы касательно разграничения территории, которая не включена в собственность владения, пользования либо же частной собственности физических, а также юридических лиц или же земельного общего пользования.

Дело в том, что земли общего пользования всегда кому-то принадлежат, то есть относятся к какой-либо определенной категории (кроме земель запаса), хоты они и не закреплены в индивидуальном пользовании.

Земли общего пользования включены в общий состав использования земельного надела, либо же включены в категорию общественного пользования.

Законодательство не регулирует общее использование земли как самостоятельное право на землю, так же оно не закрепляет ключевые особенности правового режима общего пользования.

Могут быть переведены в категорию земель запаса любые угодья, но для каждого из них есть свои ключевые особенности.

Так, земельные наделы в пределах населенных пунктов вообще нельзя классифицировать как земли запаса, но стоит только изменить границы населенного пункта и вот уже часть земель попадают в данную категорию.

Сельскохозяйственные земли даже после своего перевода в другую категорию могут сохранить общую принадлежность к этой категории согласно своему общему признаку пригодности для сельскохозяйственной деятельности.

Не стоит полагать, что такие земли относятся к ничейным либо же к бесхозным. Они не являются объектом собственности физических и юридических лиц, но включены в категорию государственного владения. На них происходит процесс распределения государственного управления земельных участков.

Подобные земли запаса находятся под протекторатом распорядительных органов, а также районных исполнительных органов.

Подсчет земель запаса проводится в процессе процедуры ведения государственного земельного кадастра, то есть происходит общее распределение земель запаса и по большей степени оно заключается в предоставлении для них разнообразных целей с учетом общей пригодности.

Согласно действующему законодательству, не были закреплены ограничения по предоставлению общих земель запаса. Они могут быть представлены каким-либо иным субъектом для достижения целей в частное владение, наследуемое имущество или же постоянное использование.

В таких ситуациях необходимо осуществить перевод земель запаса в нужную категорию. В законе не прописан срок пребывания угодий в составе земель запаса. Именно поэтому может возникнуть неясность относительно временной эксплуатации земельных наделов.

Согласно общепринятому регламенту перевода территории из одной категории в другую, каждый из этих нюансов прописан в законе РФ.

Благодаря такому трансферту можно:

  • создавать национальные парки, заповедники и другие объекты естественных образований со статусом охраняемой территории природопользования;
  • пересматривать пограничные участки, которые относятся к региональной и муниципальной собственности, но это возможно только в случае появления иных административных единиц;
  • приостанавливать общее землепользование в связи с истощением природных ресурсов, к которым относят разные причины (например, неурожайный год);
  • прокладывать коммуникации и возводить сооружения согласно новому строительству, а также осуществление любых процессов реконструкции (строительство дорог, больниц, школ и т. д.);
  • постройка оборонных объектов, согласно общим целям укрепления безопасности не только на территории приграничных районов, но и по всей территории государства – касательно новых полигонов, а также военных городков и т. д.;
  • вовлекать в процесс эксплуатации рудопроявления, которые ранее не были использованы. Это возможно для проведения разведывательных операций, с дальнейшей целью постройки горнодобывающих организаций. На сегодняшний день иные причины не предусматриваются, но такое положение дел сохраняется, согласно закону. Для выполнения операций, касательно передачи территорий из запаса следует руководствоваться федеральным законом, и осуществляется передача таким образом.

Для начала следует подать ходатайство с просьбой о проведении как можно скорее перевода одного участка в другую категорию.

Подобные прошения должны быть представлены в адрес собственника в лице Правительства, с указанием региона в лице представителя административного органа, а также в муниципалитет.

Подача прошения осуществляется в процессе подготовки, благодаря которой проводят передачу справок и документов. Они подтверждают законность этой просьба, а также пакета бумаг о дальнейшем использовании земель запаса в целях, которые были заявлены.

Согласно установленному сроку, рассматривается собранный пакет документации и только потом осуществляется выезд комиссии на земельный участок с принятием дальнейшего решения о переводе земель, либо же отказе. Это излагается в виде общего Постановления административного органа.

Положительное решение позволяет провести все необходимые действия, благодаря которым будут внесены изменения в регистрационные, а также учетные документы на разрешенный участок.

Подобные земли резерва не могут быть использованы до момента проведения этой операции без общего нарушения права. Их также нельзя продать или передать иным организациям и гражданам.

После того, как будет проведен процесс оформления согласно законному образу перевода в иную категорию, любые запреты будут сняты, но только в том случае, если было соблюдено правило использования согласно установленным целям.

Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/chto-znachit-neispolzuemye-zemli-zapasa.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть